Обзор видеокарт

 Видеокарта Inno3D iChill GeForce GTX 670 HerculeZ 3000


Введение
Продукты компании InnoVISION Multimedia Limited, также известной как Inno3D, — не частые гости нашей лаборатории. В то же время ассортимент выпускаемых компанией видеокарт достаточно широк и разнообразен, хотя Inno3D ориентируется исключительно на графические процессоры NVIDIA. Есть в их числе и видеокарты новой, шестисотой серии на базе графического процессора GK104 Kepler. И пусть их пока всего две, но обе они далеко не стандартные «серые» продукты, коих сейчас на рынке пруд пруди. Инженеры Inno3D не стали гнаться за удешевлением своих моделей GeForce GTX 670 и GTX 680, здраво рассудив, что Hi-End не должен стоить мало. При этом за дополнительные $50 к рекомендованной NVIDIA цене потенциальным покупателям предлагаются все «вкусности» и бонусы, которые только могут быть. Давайте изучим это предложение Inno3D на примере видеокарты iChill GeForce GTX 670 HerculeZ 3000.
Технические характеристики и комплектация
Технические характеристики видеокарты Inno3D iChill GeForce GTX 670 HerculeZ 3000 приведены в таблице в сравнении с характеристиками эталонной NVIDIA GeForce GTX 670 (различия выделены полужирным шрифтом):
Наименование технических характеристик  Inno3D iChill GeForce GTX 670 HerculeZ 3000 NVIDIA GeForce GTX 670
Графический процессор  GK104 Kepler
(TSMC)
GK104 Kepler
(TSMC)
Техпроцесс, нм  28 (low-k) 28 (low-k)
Площадь кристалла мм2 294 294
Число транзисторов, млн 3540 3540
Частота графического процессора, МГц  3D 1020
(1071 — boost)
915
(980 — boost)
2D 324 324
Число унифицированных шейдерных процессоров, шт.  1344 1344
Число текстурных блоков, шт.  112 112
Число блоков растровых операций (ROPs), шт.  32 32
Теоретическая максимальная скорость закраски, Гпикс./с 32,6 25,6
Теоретическая максимальная скорость выборки текстур, Гтекс./с 114,2 102,5
Поддержка версии Pixel Shaders / Vertex Shaders  5.0 / 5.0 5.0 / 5.0
Тип поддерживаемой памяти  GDDR5 GDDR5
Разрядность шины обмена с памятью, бит  256 256
Эффективная частота работы видеопамяти, МГц  3D 6212 6008
2D 648 648
Объем памяти, Мбайт  2048 2048
Полоса пропускания видеопамяти, Гбайт/с 198,8 192,3
Пиковая потребляемая мощность в 3D режиме работы, Вт  3D 204 170
2D н/д н/д
Требования к мощности блока питания, Вт  550 500
Размеры видеокарты, (ДхВхТ) мм  295х100х59 241х100х38
Интерфейс PCI-Express x16 (v3.0) PCI-Express x16 (v3.0)
Выходы  DVI-I+DVI-D (Dual-Link),
1 x HDMI v1.4a,
1 x DisplayPort v1.2
DVI-I+DVI-D (Dual-Link),
1 x HDMI v1.4a,
1 x DisplayPort v1.2
Рекомендованная/минимальная розничная стоимость, долларов США  449 / 449 399 / 399
Видеокарта «приехала» к нам на тестирование в обычной чёрной коробке без опознавательных знаков, внутри которой, помимо самой Inno3D iChill GeForce GTX 670 HerculeZ 3000, находились следующие аксессуары:
  • кабель-переходник для подключения дополнительного питания;
  • переходник DVI → D-Sub;
  • фирменный коврик для мыши (весьма качественный, кстати);
  • шестигранный Г-образный ключ для системы охлаждения;
  • мини-буклет с компакт-диском с драйверами;
  • голографическая наклейка с логотипом серии iСhill;
  • купон с ключом на бенчмарк 3DMark 2011 Advanced Edition.
Видеокарта выпускается в Китае. Гарантийный срок — три года.
Особенности видеокарты
Выглядит новая Inno3D iChill GeForce GTX 670 HerculeZ 3000 изумительно — сразу становится понятно, что перед нами продукт самого высокого класса:
Массивная система охлаждения с тремя вентиляторами закрывает всю лицевую сторону видеокарты, а металлические накладки с фигурными винтами придают ей строгий, но в то же время притягательный вид. Приятно, что все интерфейсные разъёмы на видеокарте заботливо закрыты пластиковыми колпачками, что делают ещё далеко не все производители. Размеры видеокарты составляют 295х100х59 мм, то есть соседний к себе PCI-E слот на материнской плате она заблокирует, да и третий желательно оставить свободным для поступления воздушного потока к вентиляторам.
Видеокарта оснащена выходами DVI-I и DVI-D (Dual-Link), HDMI и DisplayPort, совмещёнными с решёткой для частичного отвода нагретого воздуха за пределы корпуса системного блока:
В этом плане всё стандартно, как и в плане оснащения двумя разъёмами для создания 2-, 3- и 4-way SLI-конфигураций и двумя разъёмами (шестиконтактным и восьмиконтактным) для подключения дополнительного питания, которые размещены на своих штатных для GeForce GTX 670 местах:
В отличие от эталонной NVIDIA GeForce GTX 670, максимальное энергопотребление которой заявлено на отметке 170 ватт, а рекомендуемая мощность блока питания составляет 500 ватт, для iChill GeForce GTX 670 HerculeZ 3000 инженеры Inno3D заявили максимальную потребляемую мощность 204 ватта и необходимый блок питания на 550 ватт. И на то есть все основания, о которых мы вам сейчас расскажем.
Печатная плата видеокарты выполнена на дизайне старшей GeForce GTX 680, причём с полноценным, а не урезанным питанием:
А именно: здесь применена, можно сказать, усиленная схема 5+2+1 (GPU+mem+PLL).
За управление питанием графического процессора отвечает PWM-контроллер Richtek RT8802A, установленный на отдельной плате на обратной стороне PCB:
Кстати, на плате этого контроллера красуется имя одной известной ирландской рок-группы. Но что-то мы отвлеклись...
Графический процессор GK104, выпущенный по 28-нм техпроцессу в Тайване на 9 неделе 2012 года (конец февраля — начало марта), относится к ревизии А2, как и все серийные Kepler:
В 3D-режиме его частота составляет 1020 МГц плюс ещё 51 МГц за счет GeForce boost, что на 105 МГц, или 11,5% выше номинальной частоты GeForce GTX 670 (915 МГц). Вполне приличный заводской разгон, хотя и не рекордный для серийно выпускаемых GeForce GTX 670. Напомним, что в экономичном 2D-режиме частота снижается до 324 МГц. Кроме того, у нашего экземпляра видеокарты iChill GeForce GTX 670 HerculeZ 3000 графический процессор оказался со 100-процентным качеством (по данным GPU-Z последней версии):
Как показывает практика, прямой зависимости между ASIC-качеством кристалла и оверклокерским потенциалом нет, но всё же принято считать, что чипы с более высоким процентом разгоняются лучше, что мы совсем скоро проверим.
Два гигабайта видеопамяти стандарта GDDR5 размещены на лицевой стороне печатной платы в микросхемах FCBGA, выпущенных компанией Hynix Semiconductor Inc.:
Маркировка чипов стандартная — H5GQ2H24AFR R0C, то есть точно такая же, как и у эталонных GeForce GTX 670. К сожалению, в Inno3D увеличили частоту памяти лишь на 200 МГц при итоговых 6212 МГц (+3,5%), хотя, как мы знаем, потенциал у этих микросхем отменный, а сравнительно узкая шина 256 бит иногда является своеобразным «бутылочным горлышком» для GeForce GTX 680 и GTX 670 в ресурсоёмких режимах, и её можно было бы отчасти компенсировать высокой частотой памяти. Сейчас же пропускная способность памяти на Inno3D iChill GeForce GTX 670 HerculeZ 3000 всего 198,8 Гбайт/с, что, к примеру, почти на 90 Гбайт/с меньше, чем у эталонной AMD Radeon HD 7970 GHz Edition с её 384-битной шиной. Добавим, что в 2D-режиме частота памяти снижается до 648 МГц.
Итоговые характеристики Inno3D iChill GeForce GTX 670 HerculeZ 3000 нам продемонстрирует утилита GPU-Z:
Подытожим подраздел: перед нами видеокарта на печатной плате с усиленной схемой питания и с повышенными до 1020/6212 МГц частотами. Но это, как вы понимаете, ещё не всё. Перейдём к системе охлаждения видеокарты.
Система охлаждения — эффективность и уровень шума
Система охлаждения HerculeZ 3000 крепится к видеокарте четырьмя винтами по периметру графического процессора, поэтому снять её не составляет никакого труда:
На микросхемах памяти и силовых элементах установлена металлическая пластина с термопрокладками, которая также снимается довольно просто.
Ключевые особенности системы охлаждения Inno3D приводит на следующей схеме:
К ним относится радиатор на пяти медных тепловых трубках диаметром 6 мм, более ста тонких алюминиевых пластин, нанизанных на эти трубки, съемные крыльчатки вентиляторов, которые легко чистить, и декоративные кожухи. Последние отворачиваются шестигранным ключом, входящим в комплект:
Если разобрать кулер полностью, трудно не заметить, что его радиатор является точной копией радиатора Spire SkyMax:
Из отличий можно выделить только никелировку тепловых трубок и медного основания:
На радиаторы установлены три вентилятора, каждый — в отдельной пластиковой рамке:
Центральный вентилятор имеет диаметр 90 мм, а два крайних — 80 мм:
Все «вертушки» выпущены компанией Colorful и имеют PWM-регулировку. Их отличительной особенностью является применение высококачественных подшипников с балансировочным кольцом и стальным сердечником, благодаря чему снижен уровень шума и в 3-6 раз увеличен срок службы:
Для проверки температурного режима работы видеокарты в качестве нагрузки мы использовали пять циклов теста весьма ресурсоёмкой игры Aliens vs. Predator (2010) при максимальном качестве графики в разрешении 2560х1440 пикселей с анизотропной фильтрацией уровня 16х и с использованием MSAA-сглаживания степени 4x:
Для мониторинга температур и прочих параметров применялись программа MSI Afterburner версии 2.2.2 и утилита GPU-Z версии 0.6.3. Все тесты проводились в закрытом корпусе системного блока, конфигурацию которого вы сможете увидеть в следующем разделе статьи, при комнатной температуре 25 градусов Цельсия. Тестирование эффективности системы охлаждения видеокарты было проведено до её разборки с использованием штатного термоинтерфейса.
Посмотрим, как справляется со своей задачей HerculeZ 3000:
Автоматический режим
Максимальная мощность
А справляется эта система охлаждения просто превосходно! В автоматическом режиме управления скоростью вентиляторов температура графического процессора в пике нагрузки поднялась только до 63 градусов Цельсия. В сравнении со штатным кулером GeForce GTX 670 это великолепно. Но, самое главное, обратите внимание на максимальную скорость вентиляторов во время теста — она составила всего 1290 об/мин! При этом видеокарту даже после 20-30 минут нагрузки едва слышно на фоне тихого системного блока. При максимальной скорости вентиляторов 2580 об/мин, выставленной вручную, температура графического процессора в пике нагрузки составила и вовсе 57 градусов Цельсия — «детский» показатель для топовой видеокарты. Превосходная эффективность у кулера HerculeZ 3000, нечего добавить больше. Теперь давайте субъективные ощущения дополним измерением его уровня шума в цифрах.
Измерение уровня шума систем охлаждения видеокарт осуществлялось с помощью электронного шумомера CENTER-321 после часа ночи в полностью закрытой комнате площадью около 20 м2 со стеклопакетами. Уровень шума измерялся вне корпуса системного блока, когда источником шума в комнате являлась только система охлаждения и её вентиляторы. Шумомер, зафиксированный на штативе, всегда располагался строго в одной точке на расстоянии ровно 150 мм от ротора вентилятора/турбины кулера. Материнская плата, в которую была вставлена видеокарта с установленной на неё системой охлаждения, размещалась на самом углу стола на пенополиуретановой подложке. Нижняя граница измерений шумомера составляет 29,8 дБА, а субъективно комфортный (не путать с низким) уровень шума при измерениях с такого расстояния находится около отметки 36 дБА. Скорость вращения вентиляторов изменялась во всём диапазоне их работы с помощью специального точного контроллера путём изменения питающего напряжения с шагом 0,5 В.
Для сравнительной оценки уровня шума HerculeZ 3000 на график мы включили результаты измерений уровня шума эталонной видеокарты NVIDIA GeForce GTX 670 и видеокарты Gigabyte GeForce GTX 670 Ultra Durable, которая является одной из самых тихих GeForce GTX 670. Вертикальными пунктирными линиями соответствующего цвета отмечены границы работы вентиляторов систем охлаждения в автоматическом режиме. Посмотрим, что получилось:
Судя по графику, кулер HerculeZ 3000 видеокарты Inno3D iChill GeForce GTX 670 начиная с 1300 об/мин работает немного громче, чем оригинальная система видеокарты Gigabyte, а начиная с 2350 об/мин даже громче эталонного кулера NVIDIA GeForce GTX 670. Но! Посмотрите на обозначенные границы работы вентиляторов систем охлаждения при автоматической регулировке — скорость вентиляторов HerculeZ 3000 не поднимается выше субъективного уровня комфорта 36 дБА и существенно ниже верхней границы работы кулера Gigabyte, которая при автоматической регулировке составляет 2320 об/мин при 49 дБА! Такая разница в уровне шума, поверьте, просто колоссальна, и, благодаря высокой эффективности HerculeZ 3000, эту систему охлаждения можно назвать одной из самых тихих. Без всяких оговорок — превосходный результат!
Оверклокерский потенциал
Для проверки оверклокерского потенциала видеокарты мы с помощью MSI Afterburner увеличили до максимума значение Power Limit, которое для видеокарты Inno3D iChill GeForce GTX 670 HerculeZ 3000 составляет 125%:
Так как эффективность оригинальной системы охлаждения HerculeZ 3000 находится на самом высоком уровне, мы изучали потенциал видеокарты при автоматической регулировке скорости вращения вентиляторов.
После полутора часов тестов выяснилось, что на номинальном напряжении ядра частоту графического процессора без потери стабильности можно увеличить на 105 МГц, а эффективную частоту видеопамяти — на 1140 МГц:
Итоговые частоты видеокарты составили 1125/7352 МГц:
Для GeForce GTX 670 на номинальном напряжении полученный результат не может не радовать, тем более что после разгона видеокарты температура графического процессора повысилась всего на 3 градуса Цельсия при итоговых 66 градусах, а скорость вращения вентиляторов осталась прежней:
То есть даже разогнанная видеокарта работает очень и очень тихо. Такому результату могут позавидовать многие более именитые производители, жаль только, что при повышении напряжения на графическом процессоре ещё сильнее разогнать его не удалось. Впрочем, это уже придирки.

Radeon HD 7970 GHz Edition

Введение
Оригинальный Radeon HD 7970 стал величайшим успехом для AMD/ATI за несколько лет. Все то время, когда компания использовала в качестве основной архитектуры VLIW5/VLIW4 (то есть начиная с серии HD 2000), карты Radeon в секторе High-End лишь пытались догнать топовые GeForce, но еще ни разу не сравнялись с ними в рамках одного поколения GPU. Да, AMD неоднократно первой осваивала более тонкие техпроцессы и раньше выпускала новую серию адаптеров, но затем появлялся очередной флагман NVIDIA и перехватывал лидерство.
Так произошло и на этот раз. Radeon HD 7970, вышедший в декабре прошлого года, вплоть до апрельского релиза GeForce GTX 680 не имел полноценных конкурентов со стороны NVIDIA, но GTX 680, запоздалый представитель архитектуры Kepler, вновь оказался быстрее. Однако ситуация в этом году сложилась особенная. Вопреки ожиданиям, графическим процессором GTX 680 стал не «большой Kepler» GK110, а более простое ядро GK104. Для того чтобы побить Radeon HD 7970 во всей его мощи, NVIDIA пришлось выжать из GTX 680 все соки: штатная частота GPU оставляет лишь небольшой резерв для разгона, и последние оставшиеся мегагерцы собирает функция динамического разгона GPU Boost. В результате GTX 680 удается опередить Radeon HD 7970 в бенчмарках от силы на 10%, а в некоторых играх HD 7970 по-прежнему лидирует (главным образом за счет большей пропускной способности памяти).
По сути, флагману AMD не хватило совсем чуть-чуть, чтобы удержать лидерство. При всем этом у референсных вариантов HD 7970 достаточно консервативные тактовые частоты. Со штатных 925 МГц большинство карт легко разгоняется до 1150 МГц и больше. Поэтому все, что требовалось от AMD для реванша, — лишь немного передвинуть ползунки.
Так появился Radeon HD 7970 GHz Edition. Собственно, название модели говорит за себя. Физически это та же карта, только тактовые частоты GPU и памяти увеличены с 925 и 5500 МГц до 1000 и 6000 МГц соответственно. Рекомендованная розничная цена — 499 $. Ровно столько же было у обычного Radeon HD 7970 в момент релиза и (сюрприз, сюрприз) у GeForce GTX 680.
Все остальные спецификации остались неизменными. Все, включая TDP. И вот здесь начинается самое интересное — особенности прошивки Radeon HD 7970 GHz Edition, которые позволили увеличить частоты без ущерба для максимального энергопотребления.
На этом слайде AMD есть ошибка. Попробуйте ее найти
Power Tune with Boost
Секрет в технологии, аналогичной GPU Boost в GeForce 670—690. Напомним, как работает GPU Boost в картах NVIDIA. У графического процессора есть базовая частота, на которой он гарантированно стабилен даже в самых тяжелых с позиции энергопотребления приложениях. А сверху есть лесенка из 8—14 (в зависимости от модели) шагов по 13 МГц, каждому из которых соответствует свое напряжение питания. Сенсоры на видеокарте непрерывно анализируют потребляемую мощность и температуру GPU, и если TDP и условия стабильной работы позволяют, процессор переходит на один из верхних шагов. На практике GPU в GeForce GTX 670—690 редко откатывается к базовой частоте, что позволяет NVIDIA дополнительно указывать в спецификациях Boost Clock — среднюю частоту GPU, на которой типичный экземпляр карты работает в большинстве приложений.
AMD уже давно использовала в своих картах технологии динамического управления частотой. Сначала это была технология Power Play (начиная с Radeon HD 3000 и вплоть до Radeon HD 6000), которая предусматривала три штатные частоты GPU. При чрезмерной нагрузке (например, в результате переразгона) процессор откатывался от режима с максимальной частотой к промежуточному. В серии HD 7000 было представлено дальнейшее развитие идеи — Power Tune. Между верхней и промежуточной частотами AMD добавила еще несколько шагов. GPU может быстро перемещаться между ними в зависимости от текущего энергопотребления карты.
Соль в том, что Power Tune не полагается на аналоговые датчики для вычисления мощности (как это сделано в GeForce 600), а пользуется приблизительной оценкой текущего энергопотребления на основании характера использования GPU. В результате относительно легкая нагрузка выполняется на максимальной частоте, а в более тяжелых приложениях частота сбрасывается для того, чтобы карта не вышла за пределы своего TDP. Таким образом, Power Tune уже является аналогом GPU Boost от NVIDIA. Только NVIDIA сообщает в спецификациях нижнюю частоту и ожидаемую среднюю, а AMD — исключительно верхнюю частоту. В результате GPU Boost в работе выглядит как разгон, а Power Tune — как троттлинг.
В Radeon HD 7970 GHz Edition Power Tune подверглась существенной доработке. Во-первых, к лесенке тактовых частот надстроили еще несколько шагов. Теперь, если не учитывать ту минимальную частоту, на которой GPU работает в 2D-режиме, у него есть три основных состояния: Intermediate P-State (самое дно троттлинга), High P-State (стандартная частота в 3D) и Boost P-State — максимальная частота, которой GPU может достичь. У HD 7970 GHz Edition это 1050 МГц. Если взять только это нововведение, то, по сути, AMD просто удлинила шкалу частот — и, подобно NVIDIA, указывает в спецификациях две тактовых частоты из всего диапазона: некую высокую и максимальную.
Но на этом изменения не кончаются. Теперь на промежуточных шагах между High P-State и Boost P-State процессор получает разное напряжение питания. Базовое напряжение в 3D составляет 1,162 В (против 1,175 у обычного Radeon HD 7970), а максимальное — 1,218 В. Наконец, в алгоритме Power Tune теперь фигурирует не только энергопотребление, но и температура GPU. Как и для оценки энергопотребления, Power Tune не использует для температуры аналоговые датчики, а выполняет приблизительную оценку на основании характера использования GPU и свойств системы охлаждения. По утверждению AMD, в предыдущих картах Power Tune работал исходя из предположения о наихудших температурных условиях, и эвристический учет температуры позволяет увеличить производительность карты на 3-4%.
Вообще тот факт, что Power Tune не полагается на аналоговые датчики, дает возможность переключать тактовую частоту с большой скоростью и вряд ли оказывает значимый эффект на энергопотребление мощного дискретного видеоадаптера. Но отсюда следует и еще одно преимущество: в AMD гарантируют, что каждая из референсных карт на практике достигает 1050 МГц даже в плохо проветриваемых корпусах.
Как Power Tune с «бустом» выглядит на практике? Почти незаметно. В утилитах для разгона и мониторинга видеокарт (GPU-Z, MSI Afterburner) в качестве частоты GPU отображается только Boost Clock — 1050 МГц. К той частоте, на которой GPU работает реально, пока что нет доступа. А вот колебания напряжения регистрируются.
В целом увеличенная тактовая частота и апгрейд технологии Power Tune — хорошее дополнение к софтверной части Radeon HD 7970. Интересно, насколько для этого важны свойства кристаллов Tahiti XT, которые идут на производство нового флагмана. Может быть, что для Radeon HD 7970 GHz Edition AMD начнет отбирать лучшие чипы, которые до сих пор попадали в HD 7970 обычной версии. Тогда в новых партиях обычных HD 7970 будут использоваться кристаллы поплоше. И наоборот, может, выпуску HD 7970 GHz Edition поспособствовал отлаженный за последние полгода 22-нм техпроцесс на TSMC и кристаллы в обеих версиях карты одинаково хороши. А что насчет чипов памяти и системы питания? Давайте разберем новинку, дабы убедиться, что физически это точно такое же устройство, как обычные Radeon HD 7970.
Конструкция
По внешнему виду и конструкции кулера Radeon HD 7970 GHz Edition ничем не отличается от обычной версии HD 7970.
Плата
Печатная плата также не преподнесла сюрпризов — она точно такая же, как у серийных версий HD 7970. Здесь точно так же отсутствуют компоненты одной из шести фаз питания GPU (в первых тестовых семплах HD 7970 все шесть фаз были на месте). Питанием процессора управляет контроллер CHiL CHL8228G.
Для микросхем памяти используется двойное питание: внутренние цепи получают электричество от оставшейся фазы контроллера CHiL, а буферы ввода-вывода — от отдельного однофазного контроллера.
Только маркировка микросхем памяти изменилась (H5GQ2H24AFR-R0C вместо H5GQ2H24MFR-R0C), но штатная эффективная частота — те же 6 ГГц.


 

Zotac GeForce GT 640


Нижний сегмент линейки GeForce 600 уже полностью укомплектован. В розничной продаже есть карты GT 610, GT 620, GT 630 и GT 640, а в OEM-каналах дополнительно поставляется GeForce 605. Но из них всех только GT 640 можно назвать в полной мере новой моделью, так как она базируется на архитектуре Kepler, а остальные карты представляют собой знакомые модели серий GeForce 400 и GeForce 500 (архитектура Fermi) с теми или иными незначительными изменениями.
GeForce 640 основан на чипе GK107, который ранее дебютировал в ускорителях GeForce 640M. Производительность последнего мы уже всесторонне изучили на примере ноутбука Acer Aspire M3-581TG: по сравнению с GeForce 540M новый чип дает очень неплохой прирост скорости. Повторится ли этот результат в десктопном формате?
GK107 содержит одну четверть вычислительных блоков флагманского процессора GK104: два потоковых мультипроцессора (SMX), заключенные в один Graphics Processing Cluster (384 ядра CUDA). Из четырех контроллеров памяти осталось два, что дает ширину шины 128 бит, из 32 ROP осталось 16, из 128 текстурных блоков — 32 штуки. GK104 поддерживает шину PCI-E 3.0.
Примечательно, что ретейловый предшественник GeForce GT 640 в этой нише — GT 440  комплектуется всего 96 ядрами CUDA, а 384 ядра имеет GTX 560 Ti. Зато, как и прочие GPU семейства Kepler, GK107 не имеет отдельной удвоенной частоты для ядер CUDA.
GK107 в десктопном GeForce GT 640 лишен ограничений на энергопотребление и потому работает на достаточно высокой частоте 900 МГц. Технология GPU Boost в GT 640 не применяется, поэтому частота зафиксирована.
Таким образом, сам по себе GK107 выглядит серьезным игроком в своем классе, но карта GeForce GT 640 для розничной продажи в таком виде, как ее задумала NVIDIA, пока не позволяет ему полностью раскрыть потенциал. Официальная спецификация GT 640 предусматривает использование памяти GDDR3 с эффективной частотой 1782 МГц, пропускной способности которой не хватало даже для прошлых карт NVIDIA этого сегмента. Зато памяти тут 2 Гбайт. Впрочем, в скором будущем может появиться и версия с микросхемами GDDR5 — немного более дорогая, зато гораздо более быстрая.
Энергопотребление GT 640 укладывается в пакет 65 Вт. В покое карта потребляет 15 Вт. Это несколько больше, чем у Radeon HD 7750, который имеет TDP 55 Вт и в покое потребляет меньше 3 Вт за счет технологии ZeroCore.
Карты GeForce GT 640 от разных производителей уже появились в российской рознице. Средняя цена в московских интернет-магазинах — 3,2 тыс. рублей.
ZOTAC GeForce GT 640 ZONE Edition: технические характеристики, комплект поставки
Как часто бывает с видеокартами начального уровня, для GeForce GT 640 не существует референсного варианта, и производители разрабатывают платы самостоятельно. Будем изучать GT 640 на примере карты ZOTAC. В арсенале ZOTAC есть три варианта GT 640: стандартный, низкопрофильный и с пассивным охлаждением. Именно последний нам и прислали.
ZOTAC GeForce GT 640 ZONE Edition
Модельный номер ZT-60204-20L
Основные компоненты
GPU GK107
Число транзисторов, млн 1300
Техпроцесс, нм 28
Тактовая частота GPU, МГц 900
Потоковые процессоры 384
Текстурные блоки 32
ROPs 16
Видеопамять: тип, объем GDDR3, 2048 Мбайт
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц 891 (1782)
Ширина шины памяти, бит 128
Интерфейс PCI-Express 3.0 x16
Вывод изображения
Макс. разрешение: цифр. / аналог. 2560x1600 / 2048x1536
Разъемы 2 х DVI,
1 x Mini HDMI
Физические характеристики
Макс. потребляемая мощность, Вт 65
Габаритные размеры: ДхВхГ, мм 254x163x56
Масса, г НД
Гарантийный срок, лет 2
Средняя розничная цена, руб. Средняя цена по данным Маркет.3DNews: 3500 руб.
(Найти все предложения)
Тактовые частоты карты соответствуют спецификациям NVIDIA. В России, если судить по Интернету, она пока не продается.
Комплект поставки ожидаемо скромный. Из всех аксессуаров прилагается только переходник с порта DVI на VGA.
ZOTAC GeForce GT 640 ZONE Edition: конструкция
Для пассивного охлаждения требуется массивный радиатор, поэтому карта двухслотовая.
Кулер устроен таким образом, что плата при установке входит в прорезанный в ребрах паз, и радиатор обхватывает ее с двух сторон. В нем применяются медное основание и три тепловые трубки. Микросхемы памяти обходятся без дополнительного охлаждения.
В своей реализации GeForce GT 640 ZOTAC использует не полноразмерный порт HDMI, а его мини-версию. Так как в комплекте поставки нет соответствующего переходника, это проблема для тех, кто будет использовать карту в HTPC.
ZOTAC GeForce GT 640 ZONE Edition: плата
Печатная плата компактная и простая. Система питания дает лишь две фазы. Микросхемы памяти расположены только на лицевой стороне.



ZOTAC GeForce GTX 660 Ti AMP! Edition – экспресс-тест


GeForce GTX 660 Ti — третья по старшинству однопроцессорная модель в семейcтве NVIDIA Kepler. В отличие от GTX 560 Ti, она производится не на базе специального чипа второй категории, а комплектуется теми же GPU GK104, что и более мощные GeForce GTX 670 и GTX 680. Референсные спецификации предусматривают использование и такой же печатной платы, как у GTX 670.
По сути, GTX 660 Ti представляет собой урезанную версию GTX 670. Для того чтобы получить GeForce GTX 660 Ti, у GK104 отключают часть функциональных блоков — один контроллер памяти и часть ROP. Кроме того, у GTX 660 Ti ниже максимальная частота GPU, которой может достигнуть система автоматического разгона GPU Boost. А вот число ядер CUDA остается таким же, как у GTX 670. 
Позволим себе процитировать часть резюме из общего обзора GTX 660 Ti:
Благодаря такой конфигурации GTX 660 Ti сохраняет производительность, близкую к GTX 670, в задачах, которые не особо нагружают видеопамять, и успешно противостоит Radeon HD 7950. В играх, требовательных к пропускной способности памяти, GTX 660 Ti отстает от HD 7950 и может соревноваться только с Radeon HD 7870.
Если сравнить GTX 660 Ti с флагманской картой NVIDIA прошлого поколения, GTX 580, то в большинстве тестов новинка демонстрирует существенное превосходство. И даже в бенчмарках, требовательных к памяти (Metro 2033, Crysis Warhead), GTX 660 Ti не опускается значительно ниже уровня GTX 580.
При этом GTX 660 Ti имеет важное преимущество перед ближайшими аналогами по производительности, GTX 580 и HD 7950, — низкий TDP.
Технические характеристики, комплект поставки
GTX 660 Ti обладает большим разгонным потенциалом, поэтому многие производители выпустили модификации карты с заранее повышенными тактовыми частотами. У ZOTAC GeForce GTX 660 Ti AMP! Edition базовая частота ядра повышена со стандартных 915 до 1033 МГц, а Boost Clock составляет 1111 МГц. Эффективная тактовая частота памяти — 6608 МГц против стандартных 6008 МГц.
ZOTAC GeForce GTX 660 Ti AMP! Edition
Модельный номер ZT-60804-10P
Основные компоненты
GPU GK104
Число транзисторов, млн 3 540
Техпроцесс, нм 28
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock 1033/1111
Потоковые процессоры 1344
Текстурные блоки 112
ROPs 24
Видеопамять: тип, объем GDDR5, 2048 Мбайт
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц 1652 (6608)
Ширина шины памяти, бит 192
Интерфейс PCI-Express 3.0 x16
Вывод изображения
Макс. разрешение: цифр. / аналог. 2560x1600 / 2048x1536
Разъемы 1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI, 1 x DisplayPort
Физические характеристики
Макс. потребляемая мощность, Вт НД
Габаритные размеры: ДхВхГ, мм НД
Масса, г НД
Гарантийный срок, лет 2
Средняя розничная цена, руб. Средняя цена по данным Маркет.3DNews: 10800 руб.
(Найти все предложения)
В комплекте с устройством поставляется переходник с порта DVI-I на VGA, два адаптера для питания карты от разъемов Molex, бумажная документация и купон на скачивание игры Borderlands 2.
На момент написания статьи ZOTAC GeForce GTX 660 Ti AMP! Edition еще не появился в московских интернет-магазинах, поэтому о цене карты пока ничего сказать нельзя.
Конструкция
ZOTAC GeForce GTX 660 Ti AMP! Edition производится на базе референсной печатной платы, но с кулером оригинальной конструкции. Кстати, простая версия GTX 660 Ti от ZOTAC с частотами, близкими к референсу, выглядит точно так же. Есть ли между ними какие-либо аппаратные различия, мы пока не знаем.
Кулер выглядит довольно-таки внушительно. GPU отдает тепло медному основанию, а к ребрам радиатора его передают три тепловые трубки. Система охлаждения обслуживает только процессор. Микросхемы памяти охлаждаются сами по себе.
Набор и расположение портов стандартные для GTX 660 Ti, GTX 670 и GTX 680: Dual-Link DVI-I, Dual-Link DVI-D, HDMI и полноразмерный DisplayPort.
Плата
По разводке печатная плата ZOTAC не отличается от Palit GeForce GTX 660 Ti Jetstream, на примере которой мы познакомились с GeForce GTX 660 Ti. В качестве видеопамяти используются те же микросхемы Hynix H5GQ2H24AFR-R0C со штатной эффективной тактовой частотой 6 ГГц. За питание GPU отвечает четырехфазный контроллер ON Semiconductor NCP5392P.
Методика тестирования
Конфигурация тестового стенда
CPU Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46)
Материнская плата ASUS P9X79 Pro
Оперативная память DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9
ПЗУ Intel SSD 520 240 Гбайт
Блок питания IKONIK Vulcan, 1200 Вт
Охлаждение CPU Thermalright Silver Arrow
Корпус CoolerMaster Test Bench V1.0
Операционная система Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1
ПО для карт NVIDIA 305.38
Настройки AMD Catalyst Control Center
Antialiasing Use application settings
Anisotropic Filtering Use application settings
Tesselation Use application settings
Catalyst A.I., Texture Filtering Quality Quality, Enable Surface Format Optimization
Mipmap Detail Level Quality
Wait for V-Sync Off, unless application specifies
Anti-Aliasing Mode Multi-sample AA
Direct3D Settings, Enable Geomery Instancing On
Triple buffernig Off
Настройки NVIDIA Control Panel
Ambient Occlusion Off
Anisotropic Filtering Application-controlled
Antialiasing — Gamma correction On
Antialiasing — Mode Application-controlled
Antialiasing — Settings Application-controlled
Antialiasing — Transparency Off
CUDA — GPUs All
Maximum pre-rendered frames 3
Multi-display/mixed-GPU acceleration Multiple display performance mode
Power management mode Adaptive
Texture filtering — Anisitropic sample optimization Off
Texture filtering — Negative LOD bias Allow
Texture filtering — Quality Quality
Texture filtering — Trilinear optimization On
Threaded optimization Auto
Triple buffering Off
Vertical sync Use the 3D application settings
Набор бенчмарков
Программа API Настройки Режим тестирования Разрешение
3DMark 2011 DirectX 11 Профили Performance, Extreme - -
Unigine Heaven 2 DirectX 11 Макс. качество, DirectX 11, тесселяция в режиме Extreme AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool DirectX 10 Frost flythrough. Макс. настройки, DirectX 10 AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark DirectX 11 Макс. настройки, DirectX 11, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
DiRT 3 + Adrenaline Racing Benchmark Tool DirectX 11 Aspen, 8 машин. Макс. качество, DirectX 11 AF, AA 4х 1920х1080 / 2560х1440
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool DirectX 11 Central Partk. Макс. качество, DirectX 11, текстуры высокого разрешения AF 16x, Post MSAA + Edge AA 1920х1080 / 2560х1440
Battlefield 3 + FRAPS DirectX 11 Начало миссии Going Hunting. Макс. качество AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк DirectX 11 Макс. качество AF, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
The Elder Scrolls 5: Skyrim + FRAPS DirectX 9 Город Whiterun. Макс. качество AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Call of Duty: Modern Warfare 3 + FRAPS DirectX 9 Миссия Return to Sender. Макс. качество AF, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Разгон, температура, энергопотребление
Увеличив до предела лимит энергопотребления и включив кулер на полные обороты, нам удалось увеличить штатную частоту GPU с 1033 до 1103 МГц. Видеопамять разогналась со штатных 6608 до 7208 МГц эффективной частоты.
Система охлаждения даже в максимальном режиме сохраняет приемлемый уровень шума. Энергопотребление системы с картой ZOTAC чуть выше, чем с GTX 660 Ti, работающим на референсных частотах, при разгоне — поднимается еще на 17 Вт.
Сравнить температурный режим ZOTAC GeForce GTX 660 Ti AMP! Edition с таковым у полностью референсной карты мы, увы, не можем: в наборе семплов пока еще нет референсного GTX 660 Ti. Зато есть референсный GeForce GTX 670 Ti, который отличается от GTX 660 Ti не так уж сильно. По сравнению с ним карта ZOTAC, даже обладая значительно более высокими тактовыми частотами, греется меньше. Кулер, работающий на полной скорости, отлично справился и с возросшим тепловыделением при разгоне.
Производительность
3DMark 2011
В 3DMark заводской разгон ZOTAC GeForce GTX 660 Ti AMP! Edition дает существенную прибавку к производительности, но результат дополнительного ручного оверклокинга еще больше.
Игровые тесты + Unigine Heaven 2
В реальных играх эффект от заводского разгона ограничивается двумя-тремя FPS. Разгон вручную позволяет прибавить еще несколько кадров в секунду. Наибольший прирост фреймрейта наблюдается в Battlefield 3. Вот и хорошо: игра тяжелая, каждый FPS на счету.
Выводы
Мы протестировали еще один вариант GeForce GTX 660 Ti с повышенными тактовыми частотами и оригинальной системой охлаждения. Кулер работает эффективно и тихо, карта хорошо разгоняется. Другими словами — это вполне качественная видеокарта, хотя чем-либо уникальным такое сочетание характеристик не является и аналогичные продукты уже есть в арсенале других производителей. Но в конечном счете все зависит от конкретных розничных цен. Если попадется ZOTAC GeForce GTX 660 Ti AMP! Edition за приемлемую сумму, можно смело брать — не прогадаете.


Комментариев нет:

Отправить комментарий